На что влияют образы будущего?
На самом деле, невозможно проектировать и строить будущее по проекту без его воображения. Корпорации заказывают футуристичные ролики и экспозиции на выставки, чтобы стать более инновационными, чтобы воодушевить сотрудников и убедить партнёров и инвесторов в том, что есть ещё порох в пороховницах.
Образ города — это возможность приземлить эти футуристичные идеи, а также реализовать их хотя бы частично на самом деле. Помимо того, что при создании нового города логично использовать новые технологии, потому что они лучше, чем старые, использование новых решений позволяет заявить о своём лидерстве - не только в воображении, но и в реальности, задолго до того, как эти инновации город начнёт сам продуцировать.
Создание городов будущего — одна из историй, доступных тем, кто не может перепроектировать целую страну (как смогли сделать в СССР, в Израиле, Японии или Южной Корее). Образ города берется из фантазий, потом как-то реализуется.
Важно понимать тут, что фантазии эти должны охватывать самые разные области жизни, подобно тому, как футуристичная фантастика вроде "Туманности Андромеды" описывала не только спиральную дорогу вокруг Земли и звездолёты на анамезоновом топливе, но и образование, устройство общества, работу и т. д. и т. п.
Конечно, кое-что об этом заявлено на сайте Неома, там
говорится о том, что в городе будет какая-то принципиально новая образовательная система, которая «изменит концепцию пространства и времени». Неслабое заявление от исполнительного директора сектора будущего образования.
При этом в чём правы пиарщики Неома, так это в том, что создание проекта «в чистом поле» позволяет, теоретически, отстроить заново и такие институты как образование, здравоохранение или пенитенциарную систему (вот да, почему в Сколково нет футуристичной тюрьмы Норвегия-стайл или криокапсул в качестве высшей меры?). Но в реальности это получается редко, ведь недостаточно об этом просто заявить. В Сколково нет какого-то особого здравоохранения, хотя для него даже переписали федеральные законы, нет и особых школ (есть простая гимназия). Да даже автобусы там самые обычные. Трудно, трудно реализовывать целостную картину будущего. Вероятно, нужно быть более открытыми к идеям извне, но это сложно, когда на кону десятки и сотни миллиардов бюджетных долларов.